Блог

Широта русской души: взгляд через QR-код

С 29 августа по 25 ноября в Венеции проходит 13-я Международная архитектурная биеннале — событие, которое определяет актуальные тенденции в архитектуре на ближайшие два года. В этом году павильон России получил специальную премию в номинации Best National Participation с формулировкой «за диалектический подход к российскому прошлому, настоящему и будущему, превращающий зрителей в своеобразных электронных шпионов». Кураторами павильона выступили Сергей Чобан и Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, комиссаром — архитектурный критик Григорий Ревзин.

Тема биеннале в этом году звучала как Common Ground (общее основание). Архитекторы сконцентрировали свое внимание на поиске новых точек соприкосновения с обществом. Результатом этого поиска стала архитектура, практически не дающая пищи для размышлений, в которой содержание и форма сведены к функции. Так, например, молодые канадские архитекторы создали из брусочков разной высоты архитектурную форму, предназначенную для социокультурного диалога иммигрантов и местных жителей. Проект сопровождался видеообращением и был призван поделиться опытом переезда и адаптации к другой стране, но с точки зрения новых архитектурных идей так и остался для меня загадкой.

Российский павильон представляет собой проект i-city, посвященный «Сколково»: огромный купол, наподобие Пантеона, усеянный ажурными QR-кодами с зашифрованной информацией о различных проектах иннограда. За панелями стен расположены лампы, работающие в нескольких режимах, подсвечивая то одни объекты, то другие, то загораясь целиком. Посетители, получавшие на входе планшет, могли почувствовать себя шпионами и, прицелившись на квадрат, считать информацию об одном из проектов «Сколково».

Павильон выглядит грандиозно и масштабно, но трудно быть до конца объективной, оценивая детище соотечественников, хоть по своей сути оно — к сожалению! — и демонстрирует проекты зарубежных архитекторов.

Поэтому я решила опросить своих иностранных коллег и собрала их отзывы о павильоне. Ниже — некоторые из них.

 

Ивета Попова, архитектор, Болгария:

«Романтизм прошлых лет в первой части павильона, где представлены за линзами изображения советских наукоградов, предшественников «Сколково», дает четкое предвкушение многообещающей истории. И, казалось бы, хорошо и красиво сделанный глянцевый черный купол приглашает вас изучить будущий научный город возле Москвы в стиле «силиконовой долины» и открыть для себя новую Россию. Но в итоге за дорогой подачей теряется та многообещающая суть самого проекта, которую ожидал».

 

Лоренцо Крози, архитектор, Италия:

«Самым раздражающим павильоном стал павильон России. Кажущиеся высокие технологии давно устарели. А сама идея проекта выявляет не процветающий запас национального таланта, а демонстрирует проекты иностранных звезд архитекторов».

 

Мария Патзелт, архитектор-дизайнер, Германия:

«Изюминкой биеннале стал Русский павильон. Взрыв яркого поп-арта на грани с вульгарностью и не в ногу с заявленной темой остается в памяти и дает повод для обсуждений, что уже не мало».

 

Винчензо Сомарелли, архитектор-дизайнер, Италия:

«Сделать основной движущей силой реализации архитектурного проекта высокие технологии — это плоский и однобокий подход. Сначала, кажется, что русские создали что-то явно стоящее и гениальное. Но, по сути, ты просто самостоятельно развлекаешься, прогуливаясь с планшетом в руках и сканируя коды — и кроме этого развлечения ничего из павильона не выносишь. Я думаю, что русские не понимают, что это не те технологии, которые нужны людям. Вообще вся идея Русского павильона напомнила, мне ланч в современной школе, когда каждый школьник, уткнувшись в свой новый гаджет, считает, что важнее и интереснее его очередного приложения ничего в этом мире не существует».

 

Безусловно, российский павильон произвел впечатление и на жюри, отметившее его специальным призом, и на гостей биеннале. Пусть даже некоторые отзывы и сводилось к тому, что «эти русские» опять выкинули кучу денег на проект. Умение произвести впечатление — это наша сильная сторона. То, что за рубежом будет считаться излишеством и расточительностью, для нас отражение широты русской души.

 

Ссылка на публикацию: http://www.rbcdaily.ru/2012/10/26/lifestyle/562949985008785

Контакты
[javascript protected email address]
Архитектурное бюро в Москве
г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д. 16
Архитектурное бюро в Словении
Pot k izviru 5, 6320 Lucija, Slovenia
error: Content is protected !!